Мифы и рифы социализации

Мифы и рифы социализации Развитие

Как-то сын показал мне видео о том, как гидравлический пресс давит разные предметы.

Под него кладут металлы, пластик, резину, глину, алмазы и т.д.

Пресс один, а результат его действия разный.

Потому что свойства материалов разные.

Одни – меняют форму под давлением, но сохраняют основные свойства.

Другие – ломаются в мелкую пыль.

Третьи – разогреваются и переплавляются во что-то иное по химическим и физическим свойствам.

И не факт, что это «иное» получается полезным, устойчивым и красивым.

Вот также и дети – все разные.

  • На кого-то пресс современного детского коллектива повлияет, изменив форму, но не суть его личности – нравственность, устойчивость.
  • А кого-то сломает.

С последствиями иногда на всю жизнь.

Не всем нужна коллективная «социализация», некоторым детям она противопоказана.

Важно их укрепить, дорастить до «прочного и гибкого» состояния личности в максимально комфортных условиях.

Не торопиться с тем, чтобы запускать детей в бурное море, которое называют «детский коллектив».

Социализируют ли современные детские коллективы наших детей? Скорее деформируют, портят их личность в той или иной мере. Не спешите возмущаться.

Давайте просто подумаем.

Результат социализации (той, которую хотят получить родители для своих детей) зависит от двух глобальных факторов:

1. Условия социализирующей среды – личность руководящих взрослых и других детей в коллективах, их ценности и установки, обстановка – определяют ВСЕ.

Это «наружные условия», которые влияют на формирование личности ребенка, попавшего в коллектив.

2.Особенности ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ самого ребенка и особенности его текущего состояния. Это «внутренние условия», которые влияют на формирование личности.

Если в детсаду или школе взрослый, постоянно взаимодействующий с детьми, обладает низкими моральными ценностями и уровнем культуры – это неизбежно будет сказываться на результатах социализации.

  • Например, если моральные ценности учителя или воспитателя допускают деление детей на «любимчиков» и «плохих»– это будет проявляться в общении с детьми явно или скрыто.
Также читайте на нашем сайте:  Учим малыша плавать

И будет действовать на изначально хороших детей, попавших в «нелюбимчики», корежа их личность.

У «любимчиков» личность тоже корежится, кстати. И сильно.

Это только ОДНА составляющая личности взрослого так может влиять. Таких составляющих много.

Взрослый отвечает за психологический климат в коллективе.

  • Он может поддерживать буллинг (травлю), например, не обращая внимания на него, самоустраняясь из-за своих внутренних нерешенных психологических проблем. Или даже поощряя неосознанно.
  • Взрослый может «задавить» способности ребенка из–за своих амбиций и ГЛУПОСТИ (прошу простить, но это наша жизненная реальность).

Иногда неосознанно. Иногда – осознанно. К сожалению, педагоги и воспитатели не проходят предварительное тестирование на профпригодность и психологическое здоровье перед приёмом на работу.

  • Педагог и воспитатель может тормозить развитие ребенка из-за своей безграмотности.

Сколько ХОРОШИХ ИЗНАЧАЛЬНО детей с СДВГ или дислексией, дисграфией пострадало в садах и школах от горе-педагогов и воспитателей, поставивших на ребенке клеймо «неуспешного – трудного – глупого»?

А что в результате?

Как эти внешние условия «социализации» влияют на формирование личности КОНКРЕТНОГО ребенка? Вашего ребенка?

Зависит от «внутренних» условий. От особенностей самого ребенка.

  • Могут сформироваться низкая самооценкастрах ошибкистрах публичноститревожностьдепрессияугодничество у детей с изначально слабым типом нервной системы.
  • Чтобы психологически выжить и обеспечить комфорт для своей психики, такие дети «прогибаются» под других людей.
  • Или могут сформироваться злобностьотсутствие любых авторитетовчерствость и авторитарность у детей с изначально сильным типом нервной системы.
  • Чтобы психологически выжить и обеспечить комфорт для своей психики, такие дети «прогибают» других людей.
  • Могут сформироваться закрытостьмаргинальностьснобизм как защитная реакция у детей с сильным интеллектом.
  • Такие дети игнорируют других людей. И общество «неумных» в целом.
Также читайте на нашем сайте:  Что такое социализация

Да куча вариантов и «полутонов» может быть.

Пресс современного «коллектива» влияет на всех, вынуждая адаптироваться.

Как уж выйдет, как сможет данная психика, так и адаптируется, трансформируя личность ребенка.

  • Чем меньше возраст ребенка – тем более глубокие последствия для личности происходят.

Воспитывайся ребенок в иных условиях – личность сформировалась бы адекватной.

Как именно ВАШ ребенок отреагирует на «внешние» условия социализации, зависит от его «внутренних « условий – темперамента, самооценки изначальной, стиля воспитания в семье, особенностей развития, особенностей РАБОТЫ мозга (они тоже различаются у детей, влияют на реакции, мышление, восприятие) и много от чего еще.

Бывает так, родители не знают про особенности своих детей.

Даже не задумываются об этом. Просто «отдают» (слово то какое…) в школу, в сад. И ждут, что все будет хорошо.

Это «хорошо» тоже по–разному оценивается. У кого-то «а че, по дому помогает, учится на 3 и 4, друзья во дворе есть, постоянно там. Живой, значит – все норм».

У кого–то «ребенок закрылся, не рассказывает, что происходит, последнее время чаще стали тройки появляться, хуже ест, много времени проводит во дворе со странными «друзьями». Что делать?»

Это очень разные родительские позиции. Попустительская, в одном случае, и чуткая, в другом.

Какая Ваша?

Я пишу для чутких, неравнодушных родителей, любящих своих детей, желающих действительно социализировать и воспитать хорошего человека, устойчивую, нравственную личность.

Свои онлайн-курсы провожу для них же)

  • На курсах «Родительство и воспитание» и «Сложности и коррекция развития и обучения» мы про все индивидуальные особенности детей подробно говорим.

Родители тогда понимают: их ребенку можно в сад или нет. И когда лучше пойти. И как помочь адаптироваться.

Также читайте на нашем сайте:  Чем заняться с детьми дома в выходные: 10 идей

Ребенку лучше в школу или на СО в началке побыть. Если в школу – то в какую. И какого педагога для их ребенка искать.

И как воспитывать ЭФФЕКТИВНО, зная и учитывая все индивидуальные особенности детей.

Начинают понимать ПРИЧИНЫ происходящего – почему ребенок не слушается, обманывает, ленится, ничего не хочет, агрессирует, боится и т.д. Понимая причины, можно проще помочь ребенку и себе.

Если говорить о ранней социализации в учреждении, то полезным является вариант занятий в Монтессори-классах. А конкретно, в группах «Вместе с мамой» (это своеобразный вариант монтессори-яслей, хорошо прижившийся в нашей стране). Там малыши не оставлены, а занимаются вместе с родным человеком, укрепляя привязанность, в психологической безопасности и комфорте, и параллельно осваивают нормы общения с другими взрослыми и детьми. Мы 15 лет ведём такие группы в нашем центре «Лесенка» в г. Тюмень, и я могу с уверенностью заявлять об их эффективности. Эффективность возможна, конечно, с хорошим грамотным Монтессори-педагогом, конечно, с дипломом, опытом и пониманием основ работы детского мозга. И в грамотно обустренной Монтессори-среде 0-3. Что означает наличие специального оборудования, дидактических материалов, зонирование комнат, правильную организацию всего процесса.

ВЫВОД: результат хорошей социализации (той, которую хотят получить родители для своих детей) зависит от двух систем факторов: наружная система и внутренняя.

  • Наружные факторы – личность руководящих взрослых и других детей в коллективах, их ценности и установки, психологическая обстановка.
  • Внутренние факторы – ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ особенности самого ребенка и особенности его текущего состояния. Темперамент, здоровье, психотравмы, тип привязанности, мировоззрение, качество работы мозга и прочее.

Знание ИНДИВИДУАЛЬНЫХ особенностей своих детей – это основа для действительно хорошей социализации.

Дальше поделюсь информацией о роли СОВРЕМЕННОГО КОЛЛЕКТИВА в социализации ребенка.

Оцените статью
Добавить комментарий