Ступеньки социализации. Привязанность

Ступеньки социализации. Привязанность Развитие

Социализация – это процесс вхождения в новые социальные общности и адаптация к ним.

Этот процесс связан с принятием правил и соблюдением личностных границ.

Семья, детский сад, школа, вуз, работа – у всех перечисленных социальных общностей есть свои особенности, которые познает человек по мере взросления. В каждой общности свои «правила игры». И в них нужно уметь хорошо играть, понимая себя и других.

Усвоение всех этих «правил игры» и ценностей постепенно приводит к их присвоению. Они становятся частью нас, становятся тем «внутренним голосом», который нас направляет и помогает выбрать нужные реакции и действия.

Социализация в семье.

Установки, усвоенные еще в семье, оказывают на нас огромное влияние, хотим мы того или нет.

  • Младенчество и ясельное детство

В первые месяцы и годы жизни самую важную роль для социального развития и социальной адаптации играют близкие взрослые, с которыми малыш формирует привязанность. Как правило, это родители.

Именно опыт отношений с родителями на первом году жизни определяет дальнейший ход психического развития ребенка.

Привязанность становится фундаментом, на котором происходит дальнейшее развитие личности ребенка.

В это время психика очень зависима от поведения близких людей, родителей, которые формируют у ребенка чувство «базового доверия или недоверия».

То есть открытости к миру или настороженности, закрытости к окружающему.

Все это впоследствии даёт детям возможность доброжелательно относиться к окружающим, без опаски и внутреннего барьера общаться с новыми незнакомыми людьми. Или наоборот.

Социальное развитие в этот период идет быстрыми темпами.

Постепенно ребенок внутренне отделяет себя от родителей, осознает свою автономность, присваивает свое имя, пол, осваивает базовую систему отношения к себе (я хороший или я плохой – в зависимости от того, что ему внушают своими реакциями родители). Это первая ступенька, которая является фундаментом для социализации.

Также читайте на нашем сайте:  Как научить ребенка говорить

Я хороший – это хороший, крепкий фундамент

Я плохой – ну, соответственно, не хороший.

Дошкольное детство

В дошкольном возрасте (после 3,5 лет) изменяется характер взаимодействия ребенка с социальной средой.

Важным для него теперь становится не только общение со взрослыми, но и общение с детьми.

Именно в этом возрасте дети начинают осознавать себя личностями и субъектами (я не объект ухода, я могу сам менять мир) в системе социальных взаимодействий.

У них формируется внутренняя позиция, которая отражает степень их удовлетворенности своим местом в этих отношениях.

Практически все исследователи психического развития ребенка в первые годы его жизни склоняются к мысли, что именно взаимоотношения с родителями влияют впоследствии на направленность и способы взаимодействия растущего человека с другими людьми.

Степень адекватности поведения детей в ситуации контактов с ровесниками зависит от типа привязанности к близким взрослым.

Если ребенок уверен в любви родителей, ощущает, что его чувства важны, чувствует себя нужным – он будет чувствовать уверенность при общении с другими.

Если ребенок не уверен в любви, ощущает, что им постоянно недовольны, отвергают его чувства, считает себя ненужным, невыгодным, плохим – общаться и заводить знакомства ему будет сложно.

Поэтому главным институтом воспитания остается семья.

То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.

Именно родители закладывают основу успешной социализации и именно в то время, когда про социализацию и не думают. От рождения до 3,5 лет.

Хорошей основой социализации является безопасный тип привязанности. Его еще называют «надежный».

Я приведу примеры разных типов привязанности, которую сформировали родители. Пример взяла у Долорес Москуэро, FB.

Четыре типа привязаности на примерах из жизни четырёх девочек

1. Безопасная привязанность (надёжная)

Сюзанна поскальзывается, падает и видит, что у нее разбиты коленки. Бежит домой, плача.

Также читайте на нашем сайте:  Мифы и рифы социализации

Ее мама смотрит на нее с любовью и говорит: «Болит, правда? Дай я тебя обниму. Давай промоем рану». Мама дает пластырь, дает посидеть на коленках и, может быть, песенку вместе поют. И через какое-то время маленькая девочка перестает плакать и бежит обратно играть.

Через некоторое время мама спросит: «Ну что, все еще болит?» «Да, нет», – ответит девочка.

Чему Сюзанна научилась?

  • Я могу различить, что я чувствую.
  • Я уважаю свои чувства.
  • Когда я чувствую себя плохо, я верю, что мои чувства важны.
  • И я могу обращать внимание на мои потребности.
  • Эмоции других людей важны.
  • Я могу идентифицировать, выдерживать и сочувствовать эмоциям других людей, не заставляя их чувствовать хуже.

Этот тип привязанности – лучший фундамент для социализации. Он формируется за счет эмоционального стиля воспитания.

2. Избегающая привязанность (тревожно-устойчивая)

Мама готовит на кухне. Мария, со слезами на глазах, говорит: «Я упала, мне больно».

Ее мама без слов берет пластырь, перекись водорода, протирает рану.

Мария пытается найти взгляд мамы, но мама фокусируется на материальной стороне, и Мария тоже фокусируется на том, как мама вытирает рану. И успокаивается.

Когда мама заканчивает, она говорит: «Иди, вымой руки, сейчас будем ужинать». И возвращается к своим кухонным делам.

Мария вытирает слезы и идет мыть руки.

Чему Мария научилась?

  • Я не знаю, что я чувствую.
  • У меня сложности с пониманием чувств.
  • Когда я плохо себя чувствую, я не даю себе время понять, что я чувствую.
  • У меня проблемы с пониманием чувств других людей.
  • Когда другим плохо, я фокусируюсь на себе.

Этот тип привязанности дает неустойчивый фундамент для социализации. Он формируется при невмешивающемся стиле воспитания.

3. Тревожная привязанность (тревожно-избегающая)

Лада бежит домой и плачет. Мама слышит плачь и выбегает навстречу, думая, что что-то серьезное случилось. И когда она видит дочь, то хватает ее за руку и кричит на нее: «Я тебе тысячу раз говорила, будь аккуратна. У меня из-за тебя скоро будет сердечный приступ».

Девочка не успокаивается, она еще больше начинает плакать. Мама, видя, что девочка не успокаивается, говорит: «Не плачь, это плохо выглядит».

Чему Лада научилась?

  • Мои эмоции переполняют меня и других людей.
  • Я чувствую вину за свои эмоции.
  • Я не знаю, что делать со своими эмоциями. Я отчаянно ищу других, но, если они отвечают, я не способна успокоиться. И иногда я даже злюсь, когда они хотят мне помочь. И у меня занимает много времени, чтобы себя почувствовать лучше.
Также читайте на нашем сайте:  Зачем нужна хорошая социализация

Этот тип привязанности приведёт к сложностям социализации. Он формируется под влиянием неодобряющего стиля воспитания.

4. Дезорганизованная привязанность

Тереза очень пугается тем, что упала. Не может перестать плакать.

Когда она возвращается домой, мать говорит ей: «Ты вечно падаешь, ты неуклюжая».

Тереза начинает плакать еще сильнее, и ее мать еще больше расстраивается. «Заткнись, ты такая плакса, я даже не знаю, в кого ты пошла».

Девочка царапает себя и начинает плакать еще больше. Мама выходит из себя, бьёт ее и говорит: «Так, еще больше хочешь?».

Тереза падает из-за этого воздействия, замораживается и перестает плакать.

Чему Тереза научилась?

  • Показывать свои эмоции опасно.
  • Если я попрошу помощи, меня могут ранить.
  • Я заслуживаю то, что со мной случилось, это моя вина, что я такая.

Этот тип привязанности гарантирует большие проблемы в социализации. Он формируется при отвергающем стиле воспитания.

ВЫВОДСоциализация начинается в семье. Установки, усвоенные еще в семье, оказывают на нас огромное влияние, хотим мы того или нет.

Тип привязанности служит фундаментом для хорошей или плохой социализации в будущем.

А пока продолжим разбираться с социализацией.

Оцените статью
Добавить комментарий