Как научить ребенка говорить

Родители всегда рады любым достижениям новорожденного, они с нетерпением ловят каждую улыбку, осознанное движение глазами, а особенные эмоции вызывают первые попытки общения, звуки, лепет, издаваемые крохой. У любящих родителей вопрос «когда начинать учить ребенка говорить?» просто не стоит. Заниматься с малышом нужно с самого рождения, причем большинство мам и так это делают, интуитивно находя наилучший язык общения со своим крохой. Как же сделать это наиболее эффективно и интересно для малыша?

Как научить ребенка говорить – методы, которые работают!

1. Говорит и показывает мама!

В первые месяцы жизни практически всю информацию малыш получает от мамы, и ее задача много с ним говорить, чаще наклоняться поближе к малышу, чтобы он видел ее лицо, мимику, жесты, эмоции. Мама может напевать простейшие мелодии, комментировать свои действия, как она берет бутылочку с молоком, дает ребенку, обращается к нему по имени, может произносить простейшие «на», «дай», «ой», «бух» и т. д.

Даже когда ребенок станет постарше, нужно произносить слова четко, не быстро, правильно проговаривая их, не тараторя и не глотая половину букв. Тогда малыш будет стараться повторить их так же верно и без спешки.

2. «А холодно это как?» — используем слова + жесты и действия

Ребеночку до года все слова хорошо бы сопровождать утрированной мимикой, жестами, действиями – например, «маме холодно!» — и мама зябко потерла себе плечи, «мишка хороший!» — погладили вместе мишку. Старайтесь слишком много не сюсюкать с малышом, не коверкать слова — ребенок может запомнить как раз неправильный вариант, и переучивать его потом будет гораздо сложнее.

3. Пасуйте и принимайте!

Не зацикливайтесь на своей роли, пытаясь чему-то научить ребенка. Ведь важно не только правильно заниматься, важно взаимодействовать с малышом, и это зачастую самое трудное! Когда ребенок начинает произносить первые звуки, провоцируйте его на общение – восторгайтесь, переспрашивайте, смешите, тормошите – это великое дело вызвать у карапуза ответную реакцию. Когда он легко пойдет на такой контакт – считайте полдела сделано, вы отлично поработали! Главное не останавливайтесь!

4. Не увлекайтесь упрощением!

Чем старше становится ребенок, тем легче он воспринимает речь, уже не нужно так утрированно жестикулировать, так растягивать слова. Только новые и незнакомые выражения по-прежнему можно проговорить четче, чем обычно, глядя в лицо малышу. Так вы поймете, понял ли он как произносить это слово, сможете повторить если не получается, поправить, объяснить его смысл. Не следует упрощать слова и предложения. Чайка и курица – это конечно птицы, но их много, и они все разные. Лучше уточнить, что курица птица домашняя, несет яйца, выводит цыплят, а чайка – морская птица, дикая, с человеком не живет. Все предметы лучше запоминать сразу под их названиями, и различать разницу в их свойствах: сок, компот, кисель – по цвету могут быть похожи, но на вкус разные. Пирожок, батон, сухарик, булочка, сушка – тоже отличаются. Не передразнивайте и не повторяйте неправильные слова и буквы которые не даются ребенку, тем более не превращайте все это в веселье и шутку. Ребенок так и будет выговаривать слова и буквы не правильно, думая что это вас развеселит или что так тоже можно, раз вы повторяете.

Также читайте на нашем сайте:  Чем заняться с детьми дома в выходные: 10 идей

5. Не просто «кто?», а «какой?», и «что делает?»

Рассказывая малышу об окружающем мире нельзя использовать только существительные: «Смотри, собачка (солнышко, машина, тетя Катя и т. д.)». Правильнее будет говорить короткими, но предложениями. «Собачка бежит, кушает, лает, спит», «Птичка поет, чирикает, полетела, клюет зернышки», «Солнышко светит, спряталось за тучку, появилось». Можно добавлять и прилагательные: солнышко ласковое, теплое, водичка прохладная, травка зеленая. Сравнивая и противопоставляя, помогаем понять кто большой, кто маленький, что холодной, что горячее, что твердое, что мягкое. Так же и глаголы – сидит, бежит, плывет, летит, гладит, берет.

6. Чтение — наше все!

О пользе чтения говорить излишне – это все понимают, но важно читать то, что подходит по возрасту, и так как значения многих слов ребенок не знает а предметов многих не видел, хорошо бы показывать соответствующие картинки, формируя образы. Позднее, когда малыш начнет говорить первые слова, можно будет, читая знакомые сказки и стишки, делать паузы, давая возможность ребенку продолжить фразу или закончить строчку стихотворения.

7. Поиграем?

Как известно, игры – один из основных инструментов в воспитании и развитии ребенка. Это самый легкий способ привлечь внимание малыша, и при этом провести время с пользой. Их огромное количество, на все случаи жизни можно подобрать что-то свое. Многие занятия можно проводить во время прогулки, поездок в транспорте, сидя в очереди на прием к врачу. Есть игры на произнесение звуков, слогов, слов, имитирование («как киска мяукает? как птичка поет? как молоточек стучит?») и многие другие.

8. Стимулируем развитие, не останавливаемся на достигнутом!

Если в первое время мы помогаем ребенку наводящими вопросами, на которые легко ответить одним словом (например, «кто это спит?» — «Киса!»), то позднее стараемся стимулировать умение ребенка говорить более развернуто, фразами, предложениями, описывать предметы картинки ситуации. Конечно процесс это не быстрый, и развиваются все дети по своей индивидуально программе, кому-то все дается легко и занятия вызывают интерес, а кто-то наоборот, протестует и не идет на контакт даже в игровой форме. Но все равно, на самотек это дело пускать нельзя, нужно пробовать разные способы и методы, чтобы, в конце концов, подобрать ключик к маленькому «нехочухе».

Также читайте на нашем сайте:  Учим малыша плавать

9. Польза общения с детьми разного возраста

Большинство детей, находясь в компании начинают проявлять активность, играть, общаться (пусть и на своем языке). Вот тут и плюс – ребенку захочется чтобы его непременно понимали! Ведь мама – не услышит, так додумает, не поймет, так угадает, а тут — не знакомые дети, которых самих еще надо понять. Многие мамочки, у которых есть еще и старшие дети, замечают, что младшие начинают говорить раньше, так как все время общаются со старшими детками. Те, во-первых, подают им постоянный речевой пример, а во-вторых, в отличии от мамы ничего не стараются угадать, разговаривают с ними как со сверстниками, и малыши невольно «подтягиваются», так как тоже хотят участвовать и в играх, и в разговорах.

10. Соске – нет!

Во-первых многие врачи считают, что постоянное и длительное использование пустышки никак не способствует правильному формированию неба, языковых мышц, и правильного прикуса.

А во-вторых – ну это же логично, если у вас все время что-то во рту, станете ли вы разговорчивее?

Физические занятия

1. Гимнастика для язычка или «давай, покривляемся!» (артикуляционные игры)

Да-да, развитию артикуляции ребенка можно помочь, элементарно покривлявшись пару раз в день перед зеркалом – пытаясь достать языком до подбородка, носа, облизывая губы, скручивая в трубочку, проводя по зубам, издавая щелкающие и цокающие звуки. Главное делать это регулярно, но не отбить охоту к занятиям.

Кстати, логопеды начинают занятия с малышами именно с развития мышц детского язычка – у кого-то они слишком расслаблены, а у других напротив, слишком напряжены. Они практикуют специальные упражнения, но пока ребенок совсем маленький, можно использовать облегченные варианты, придумывать что-то свое, постепенно усложняя программу, делая ее более разнообразной. Тогда впоследствии занятия с логопедом, скорее всего и не потребуются.

2. Мелкая моторика

О мелкой моторике уже слагают легенды, взаимосвязь речевого и мелко-моторного развития давно доказана. Осталось только воспользоваться этим интересным и полезным методом – ведь он реально работает!

Также читайте на нашем сайте:  Каляки — маляки или первые шедевры

И здесь совсем не нужны какие-то дорогущие развивающие игрушки, практически весь материал для занятий находится у нас «под руками и под ногами». Пока ребенок совсем маленький и тянет все предметы в рот – это надо учитывать. Не даем ничего ломкого, крашеного неизвестной краской, в общем небезопасного. Мелкие предметы если даем, то обязательно под строгим присмотром, а то, не ровен час, вещички для занятий окажутся в носу, в ушах или в животе!

Детям постарше уже можно доверить «запустить руки» в тесто, или в муку, сахар, крупу – ребенок получит массу впечатлений от того, какие они на ощупь, а пропуская их между пальцами, узнает, из каких частичек они состоят. Так исследуя руками разные материалы, ребенок не только развивает пальчики, но и попутно запоминает, как это называется, и какое оно (по размеру, структуре, цвету) – шершавое или гладкое, твердое или мягкое, большое или маленькое, голубое, красное, и т. д.

Или взять, например, сортеры – несколько пластиковых контейнеров или мисочек разной формы и размера можно наполнять чем и как угодно. Их же можно вставлять один в один. Сортировать можно пуговицы, мозаику (по форме и цветам), макароны и т. д.

Только обязательное условие – участвовать должны оба: малыш работает ручками, пальчиками, а мама рассказывает, комментирует. Любое занятие, где участвуют руки пойдет ребенку на пользу.

А знаете, какая самая практичная и недорогая шнуровка есть в каждом доме (кстати, ее использовали еще наши бабушки)? Правильно! Любые чистые туфли или ботинки. Дети вообще любят поиграть со взрослой, да и со своей обувью – так дайте им эту возможность. Втягивая шнурки в ботинки, они не только тренируют моторику, но и приобретают необходимый навык, который не всем дается и в более взрослом возрасте.

Так же надо сказать о подборе игрушек – не стоит покупать малышу слишком много электронных игрушек, да и вообще лучше познакомить ребенка с ними попозже, а пока у малыша пусть будет возможность самому принять активное участие в игре, руководить персонажами, фантазировать, рассуждать, принимать решения, реагировать, комментировать, озвучивать. А электронная игрушка все делает сама, никак не помогая малышу научиться творчески мыслить.

3. Массаж (ладошки, пальчики)

Этот метод используется для общего развития ребенка, укрепления здоровья и нервной системы, и, в том числе, для развития речи. Так используем эту магию прикосновений!

Поглаживая и нежно массируя каждый пальчик, ладошки, ручки, приговаривая и напевая, мама воздействует на мозговые центры, стимулирует их активность, помогает «разбудить» речевые и другие возможности.

Я очень надеюсь, что данная статья была вам полезна. Если вы знаете другие рабочие методы, напишите о них в комментариях.

Оцените статью
Добавить комментарий