Многие родители считают, что для малыша гораздо важнее научиться сидеть, ходить, говорить, самому кушать, проситься на горшок, чем рисовать, танцевать, творчески мыслить и т. д. Конечно, обиходные навыки важны, но не менее важно развиваться всесторонне, гармонично, а рисование – один из краеугольных камней раннего развития. Это и мелкая моторика, и воображение, и творческое начало, и многое другое. Поэтому не ждите пока малыш пойдет в садик, и его там «всему научат» — пусть яркий мир красок и цветов малыш откроет именно с вами! Сразу скажу, что научить ребенка рисовать совсем не сложно, даже если сам не очень умеешь! Не отказывайтесь от этого прекрасного занятия, подарите малышу возможность развиваться, а со временем выражать в картинах и рисунках свои мысли, эмоции, создавать шедевры и учиться творчеству!
Когда начинать, как заинтересовать
В принципе дать малышу в ручки цветной мелок или попробовать «оставить отпечатки» пальчиковыми красками, можно еще до года. На художественных принадлежностях обычно ставится ограничение «от 12 месяцев и старше». Считается, что после года ребенок уже может ассоциировать то, что он делает с тем, что появляется на бумаге – то есть понимает, что если макнуть ручку в краску, а потом приложить к бумаге, получится отменная клякса! Конечно это еще не совсем рисование, а скорее изучение – а что будет, если вымазать краской пол? а какие мелки на вкус? а что если их раскрошить? И так далее. Это нормально, и если принадлежности для рисования не несут угрозу здоровью, то это хороший опыт и ценный момент в развитии сенсорики. Рисованию в полном смысле слова начинают учить когда:
— малыш хорошо держит карандашик или мелок, и ему не трудно оставлять им следы на бумаге — он осознает, для чего предназначены материалы для рисования – то есть, лист не будет порван или помят, мелок сломан, а краски съедены — ребенок живо интересуется рисованием
Обычно дети сами стремятся рисовать, как только в поле их зрения попадают ручки, карандаши и фломастеры, но родители могут и подстегнуть этот интерес сами взявшись за кисточку. А еще, задача родителей правильно организовать место и одеть малыша в то, что не жалко испачкать. Так у него будет свобода действий, а мама не испытает культурный шок от художественно размалеванных обоев, одежды и остальных вещей. Некоторые мамочки выделяют целую стену в детской для таких художеств, которую либо красят, либо на нее крепят ватманы, или используют старые обои. Можно посадить малыша на пол, убрав ковер и расстелить там несколько полос бумаги или больших листов.
Подбирайте качественные принадлежности для рисования, специальные пальчиковые краски, детские мелки, карандаши и т. д. Не покупайте сомнительные материалы — это может быть небезопасно для здоровья вашего малыша!
Основные методы обучения
Сейчас есть множество креативных и новаторских подходов и теорий, как научить ребенка рисовать, но основных метода по сути два:
Классический (традиционный)
Здесь все обучение направлено на создание осмысленных конкретных фигур и образов. То есть в конце обучения малыш должен уметь нарисовать заданный предмет. Действует метод по схеме «ученик-учитель».
Разный возраст: как и что рисуем?
Занимаясь с малышом по традиционному методу, мама рассказывает о материалах и принадлежностях для рисования, показывает как отличаются друг от друга цвета, какую линию можно нарисовать ручкой, карандашом, фломастером, красками. Когда ручка малыша готова, начинаем рисовать!
От 1-го до 2, 5 лет
— Малышу можно рассказать и показать самые простые приемы – рисуем точку, затем линию (прямая как лучик, волнистая как волны в речке и т. д.)
— Называйте цвета, просите продолжить линию или, нарисовав солнце, дополнить его лучиками, а тучку дождиком.
Главное рисовать с настроением, не заставлять малыша, и не забывать хвалить! Получилось то, что понравилось малышу, он доволен – вешаете на стену! Если линии получились, рисуем кружок. Освоили – превратим его в колобка, солнце, снеговиков.
От 2, 5 до 3-х лет
— Помогая своей рукой, рисуем другие простые формы – треугольники, квадраты и т. д. На их основе можно придумать схематичное изображение чего-то или кого-то: например девочка – круглая голова, треугольное платье, ручки-ножки линии.
— В это время ребенок уже хорошо держит карандаши, мелки, фломастеры. Кисточка и яркая гуашь – как раз то, что надо! Ребенку уже вполне по силам рисовать углы, и даже некоторые цифры или буквы. Но если это и не так – не расстраивайтесь, пусть рисует то, что получается!
От 3 –х до 4-х лет
— Осваиваем более сложное понятие внутри-снаружи (то есть целостность элемента). Можно с помощью раскрасок объяснить крохе, что — закрасить фон вокруг, и раскрасить сам предмет – разные вещи.
— Далее усложняем сами рисунки, пусть это будет не так красиво, но понятно — дерево, домик, облака, солнце, человечки, птички, что угодно.
— Рисуйте окружающий и вымышленный мир, героев сказок, мультиков, совмещайте полезное с приятным: считайте нарисованные тучки, птичек, грибочки.
Покупайте раскраски и обучающие тетрадки по возрасту: штриховка и рисование всяких «закорючек» готовят ручку к письму. Более старшим детям будет интересно рисовать по схемам различных животных, предметы, людей, героев. Таких пошаговых уроков сейчас в интернете масса. Пройдет немало лет, и вы вместе будете с интересом и удовольствием рассматривать первые «шедевры» маленького художника, и рассказывать, как он учился рисовать!
Импровизационный метод обучения рисованию
В основе этого подхода изображение не объектов (настоящих и вымышленных), а внутреннего мира, своих ощущений, эмоций переживаний. Это не что-то конкретное, а полная свобода действий. Кстати современные психологи и преподаватели признают методику наилучшей для детей до 5-6 лет. Сейчас даже есть такое модное понятие у психотерапевтов – «арт-терапия». Самыми подходящими будут краски – с ними возможна любая цветовая гамма и богатая палитра.
Основные особенности
- Здесь нет ограничений и нет конкретных пошаговых инструкций – можно показать малышу, как смешивать краски, чтобы получать базовые оттенки цветов, можно пофантазировать вместе, можно предоставить малыша самому себе.
- Такое рисование помогает развиваться чувству формы, цвета, композиционным навыкам. Ведь недаром все больше детей научившихся рисовать самостоятельно, без навязанных взрослыми стереотипов и правил, восхищает нас своими потрясающими работами!
- Техника рисования также не диктуется – ребенок может рисовать кисточкой, руками, прямо тюбиками, на любой разрешенной вами поверхности. Вмешательство родителей минимально, так что те из вас, кто совсем не умеет рисовать, могут не расстраиваться – вам не придется краснеть за свой неудалый кораблик и лошадку!
Не задавайтесь вопросом, как научить ребенка рисовать правильно, просто рисуйте! Это может любой и каждый! Импровизируйте вместе с малышом – а потом покажите друг свои другу шедевры, улыбнитесь и обязательно восхищенно похвалите малыша!